Фрагмент для ознакомления
2
Транспортная система играет ключевую роль в современном городе, ощущения комфорта и удобства жизни горожан во многом зависят от ее функционирования. Однако одновременно она является одним из основных источников шума и загрязнения окружающей среды. Поэтому задача оптимального и эффективного использования и развития общественного транспорта становится особенно важной. Решение этой проблемы требует применения современных подходов и методов. В условиях рыночной экономики предприятия автотранспортной сферы действуют в условиях конкуренции.
Объектом исследования данного проекта является АО «Мострансавто».
Предметом исследования являются пассажирские перевозки в городском сообщении.
Цель курсовой работы заключается в разработке комплексной модели организации сервиса, которая обеспечит удобный, эффективный и доступный проезд для пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд на пригородных автобусных маршрутах, используя опыт и практики АО «Мострансавто».
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль общественного пассажирского транспорта в жизнеобеспечении современного города;
- рассмотреть «модели» организации деятельности городского пассажирского транспорта;
- изучить законодательное регулирование транспортного обслуживания населения;
- провести анализ организационно-экономической характеристики АО «Мострансавто»;
- предложить рекомендации по совершенствованию организации сервиса для пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда на пригородных автобусных маршрутах на примере АО «Мострансавто».
Актуальность курсовой работы обусловлена несколькими факторами: социальная значимость проблемы, рост пассажиропотока, технологические новшества, нормативно-правовая база, качество обслуживания, соответствие современным стандартам.
Бесплатный проезд на пригородных автобусных маршрутах является важной социальной мерой, направленной на поддержку определенных групп населения, таких как пенсионеры, школьники и инвалиды. Обеспечение комфортного и доступного проезда для этих категорий граждан имеет большое значение для повышения их мобильности и улучшения качества жизни.
На фоне увеличения количества пассажиров, использующих общественный транспорт, становится актуальным создание качественного сервиса для соблюдения прав граждан на бесплатный проезд. Оптимизация сервисов, используемых для этой цели, поможет улучшить общее качество обслуживания в компании.
Современные технологии играют ключевую роль в организации транспортного обслуживания. Внедрение инновационных решений, таких как электронные билеты и системы мониторинга пассажиропотока, способно значительно повысить эффективность работы АО «Мострансавто» и обеспечить более комфортные условия для пассажиров.
Изменения в законодательстве, касающиеся правил бесплатного проезда, требуют постоянного мониторинга и адаптации со стороны транспортных предприятий. Рассмотрение тематики курсовой работы позволит изучить влияние этих изменений на организацию сервиса и выявить необходимые мероприятия для их реализации.
Отзывы и пожелания пассажиров играют важную роль в оценке качества предоставляемых услуг. Анализ существующих недостатков и сильных сторон сервиса даст возможность предложить конкретные меры по его улучшению, что будет способствовать увеличению удовлетворенности пассажиров.
В условиях конкуренции на рынке пассажирских перевозок важно соответствовать современным стандартам обслуживания и предлагать уникальные услуги, которые выделят АО Мострансавто среди других операторов. Исследование вопроса организации сервиса для данной категории пассажиров может выявить новые возможности для достижения конкурентных преимуществ.
Таким образом, рассматриваемая тема курсовой работы является актуальной и требует внимательного изучения для разработки рекомендаций по улучшению сервиса для пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня социального обслуживания и улучшению транспортной инфраструктуры.
Общественный транспорт рассматривается как важная и саморазвивающаяся логистическая система, которая играет значительную роль в региональной, национальной и международной логистике. Его развитие актуально для повышения экономической эффективности и реализации социальных функций. Городской пассажирский транспорт имеет ключевое значение для жизни мегаполисов, обеспечивая комфортный и безопасный транспорт для людей, не имеющих собственных автомобилей. Успех городов зависит от улучшения инфраструктуры и коммуникаций в этой области.
Общественный транспорт в мегаполисах является важной составляющей инфраструктуры, и для его понимания нужно разобраться в ряде терминов. Современные мегаполисы часто испытывают рост, что приводит к расширению территорий и переселению населения в новые районы, удаленные от мест работы. Это создает необходимость в развитии общественного транспорта, который обеспечивает связь между жилыми зонами и рабочими местами.
Существует несколько определений городского пассажирского транспорта. Одно из них описывает его как вид транспорта, который регулярно перевозит пассажиров по фиксированным маршрутам, знакомым населению. Другое определение описывает его как многофункциональную транспортную систему, объединяющую разные виды транспорта и обеспечивающую движение как внутри города, так и в его пригородах.
Общественный транспорт можно охарактеризовать как стабильную систему транспортировки пассажиров, действующую как в пределах города, так и за его стенами. Эта система разрабатывается в соответствии с экономическими и социальными требованиями, а также проектами по расширению урбан-территорий. Основная задача пассажирского транспорта в крупных городах заключается в обеспечении комфортной и быстрой транспортировки граждан при минимальных затратах времени и денег, а также в эффективной работе транспортных организаций с низкими издержками. Общественный транспорт интегрирован в более широкую логистическую систему, которая включает в себя разнообразные предприятия, парки и депо, а также их техническое оснащение и транспортные средства, все из которых направлены на осуществление пассажирских перевозок.
Общественный транспорт играет ключевую роль в поддержании единства и целостности городов, а также в обеспечении доступности их инфраструктуры. Он обеспечивает большинство поездок горожан, включая путешествия на работу и обучение, а также по личным делам. Основные задачи общественного транспорта в мегаполисах включают:
- перевозку населения к местам работы и учёбы и обратно домой.
- обеспечение транспортом для личных нужд, включая культурные и трудовые поездки, а также доставку к вокзалам, аэропортам и портам.
Транспортная система оказывает значительное экономическое влияние, обеспечивая связь между различными районами города и способствуя развитию рынков.
Городской транспорт можно рассматривать как логистическую систему, обладающую несколькими ключевыми свойствами.
Во-первых, целостность и членимость подразумевают, что все элементы системы должны работать согласованно и взаимодействовать для достижения общих целей. Это означает, что успех системы зависит не только от отдельных её частей, но и от их взаимодействия.
Во-вторых, структурированность говорит о том, что система должна иметь четкую организационную структуру, которая включает в себя взаимосвязь между объектами и субъектами управления. Это важно для координации работы системы и достижения её целей.
Третье свойство — иерархичность, указывает на подчинение элементов системы: элементы более низкого уровня подчиняются элементам более высокого уровня, что создает порядок и упрощает управление.
Кроме того, организационная структура системы предполагает, что связи между её элементами упорядочены, и это помогает поддерживать эффективное функционирование городского пассажирского транспорта.
При оценке будущего развития общественного транспорта важно находить баланс между интересами пользователей и транспортных предприятий. Потребители ожидают высокое качество услуг, в то время как компании стремятся уменьшить издержки. Эффективное управление системой должно учитывать интересы всех сторон и снижать негативные факторы, влияющие на качество транспортных услуг.
Перейдем к рассмотрению моделей организации деятельности городского пассажирского транспорта.
Существует три основные организационные модели управления городским пассажирским транспортом (ГПТ), зависящие от уровня госуправления и развития рыночных отношений:
1. Административная модель. В этой модели акцент делается на использование административных методов управления. Транспортные компании получают право обслуживать определённые маршруты через конкурс, за что получают фиксированную оплату. Все другие аспекты, такие как разработка маршрутов и сбор платы за проезд, выполняет городская администрация.
2. Свободный рынок. Здесь главенствуют рыночные механизмы. Городская власть участвует только в контроле за техническим состоянием транспортных средств и квалификацией водителей. Все остальные вопросы, включая маршруты, расписания и тарифы, решаются непосредственно самими транспортными предприятиями и частными перевозчиками.
3. Регулируемый рынок. Эта модель находится между двумя предыдущими и характеризуется разнообразием отношений между городской администрацией и перевозчиками. Она предполагает наличие договорных отношений и различных контрактов, которые устанавливаются в зависимости от конкретных условий и интересов сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Официальный сайт АО «Мострансавто» https://mostransavto.ru/
2. Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция)
3. Транспортная инфраструктура : учебник и практикум для вузов / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева, Н. В. Черных ; под редакцией А. И. Солодкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 443 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18169-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534469 (дата обращения: 23.11.2024).
4. Транспортная инфраструктура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева, Н. В. Черных. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 443 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17861-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533860 (дата обращения: 23.11.2024).
5. Виниченко, В. А. Ценообразование на транспорте : учебное пособие для вузов / В. А. Виниченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09526-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544940 (дата обращения: 23.11.2024).
6. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для вузов / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15747-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539533 (дата обращения: 23.11.2024).
7. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 162 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15833-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539730 (дата обращения: 23.11.2024).
8. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 434 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18571-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536331 (дата обращения: 23.11.2024).
9. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для вузов / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18570-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536330 (дата обращения: 23.11.2024).
10. Черников, В. Г. Сервисология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Черников. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 252 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18698-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545392 (дата обращения: 23.11.2024).
11. Мороз, С. М. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля : учебник для среднего профессионального образования / С. М. Мороз. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14661-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543265 (дата обращения: 23.11.2024).
12. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова ; ответственный редактор А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 435 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8377-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536212 (дата обращения: 23.11.2024).
13. Экономика и организация автотранспортного предприятия : учебник и практикум для вузов / Е. В. Будрина [и др.] ; под редакцией Е. В. Будриной. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 268 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00943-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536650 (дата обращения: 23.11.2024).
14. Постолит А. В. Инновационные учетные и платежные сервисы на транспорте // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2021. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-uchetnye-i-platezhnye-servisy-na-transporte (дата обращения: 23.11.2024).
15. Калиева О. М., Карелин Н. В. Основные направления перспективного развития городских пассажирских перевозок: теория и практика применения методов обследования городских пассажирских перевозок // Juvenis scientia. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-perspektivnogo-razvitiya-gorodskih-passazhirskih-perevozok-teoriya-i-praktika-primeneniya-metodov (дата обращения: 23.11.2024).
16. Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ (ред. от 01.11.2024) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 N 5/163-П)
17. ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 23 марта 2006 года N 36/2006-ОЗ О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области
18. Постановление Правительства МО от 15.10.2019 N 723/36
"Об утверждении Регулируемых тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, в случае если начальные остановочные пункты расположены в границах Московской области"
(с изменениями на 13 сентября 2024 года)